Правильный режим питания является составной частью общего распорядка дня ребенка. Режим питания детей должен гармонично сочетаться с режимом занятий, труда и отдыха. Для детского организма важное значение имеет правильное питание, способствующее гармоничному росту и развитию, высокой работоспособности, увеличению адаптационных возможностей, профилактике развития алиментарно-зависимых заболеваний, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды [2, 4, 5, 10].
Одним из факторов, оказывающих значительное негативное воздействие на состояние здоровья детей является неправильно организованное пищевое поведение и нерациональное питание, обусловленное низким уровнем знаний правил рационального питания: сбалансированный рацион; режим питания, включая кратность приема пищи в течение суток, определенные интервалы между приемами пищи и правильное распределение суточного рациона (этапы питания); продукты, богатые основными питательными веществами и необходимые для полноценного питания; напитки и питьевой режим [2, 3, 5, 6]. В связи с этим, пищевое поведение, в виде регулярного и рационального питания, необходимо формировать с раннего детства, т.к. оно характеризует не только отношение детей к своему здоровью, но и стремление к соблюдению принципов здорового образа жизни. Нарушение пищевого поведения, в виде переедания одних и недоедания других пищевых продуктов, бесконтрольный прием биологически активных добавок (БАД) к пище и витаминов, также могут вызвать различного рода отклонения в состоянии здоровья [7]. По международным стандартам БАД – это природные (или идентичные природным) биологически активные вещества (БАВ), предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов. В рационе питания недостаток важнейших для обеспечения здоровья элементов является неизбежной закономерностью, что, в свою очередь, требует внесения корректив в привычные рационы, в виде дополнительного приема витаминов и микроэлементов [1, 8, 9]. В связи с вышеизложенным, основной целью работы явилась сравнительная оценка соблюдения режима питания и пищевого поведения детей, занимающихся и не занимающихся спортом.
Материалы и методы исследования
Методом анкетного опроса изучена кратность и некоторые привычки питания, частота потребления БАД и витаминов. Опрошено 514 учащихся от 7 до 18 лет (237 девочек и 277 мальчиков), обучающихся в разных типах учебных заведений г. Ташкента (общеобразовательная школа, академический лицей и профессионально-технический колледж). В зависимости от уровня двигательной активности, все обследованные дети были разделены на 2 группы: 1-я группа – учащиеся-спортсмены и 2-я группа – дети, не занимающиеся спортом.
Статистичексая обработка полученного материала проведена с использованием пакета программ Excel, вычислены средние арифметические (М) и ошибки средних арифметических величин (m). Оценка достоверности сравниваемых величин велась с вычислением коэффициента t-Стьюдента.
Работа выполнена в рамках Государственного грантового проекта АДСС-15.17.1 «Разработка системы гигиенического нормирования условий и организации учебной деятельности, двигательной активности и питания с отслеживанием социального градиента и состояния здоровья детей Узбекистана, занимающихся физкультурой и спортом».
Результаты исследования и их обсуждение
Выявлено, что режим питания у всех обследованных детей был вполне рациональным: у 94,2% учащихся 1-ой группы и, в несколько в меньшей степени, у детей 2-ой группы (93,1%) общее число приемов пищи составляло от 3 до 5 раз в день. Но в среднем лишь 27,6% учащихся-спортсменов и 24% детей 2-ой группы потребляли горячие блюда 3-4 раза в день. Более чем у 60% опрошенных учащихся кратность приема горячей пищи составляла только 2 раза в день, как правило – это обед и ужин (табл. 1). Количество детей, у которых число приемов пищи составляло 1 раз в день, было несколько меньше в 1-ой группе, чем во 2-ой (9,9±2,09 против 16,4±2,18%). В данном случае различие между показателями сравниваемых групп носило достоверный характер (Р<0,05). Основной причиной неупотребления горячего питания, в подавляющем большинстве случаев, учащиеся указывали на отсутствие времени и условий в учебном заведении.
Таблица 1
Кратность приема горячей пищи и некоторые привычки питания учащихся
№ |
Показатель |
Группа |
Р |
|||
1-ая |
2-ая |
|||||
М |
±m |
М |
±m |
|||
количество приемов горячей пищи в день, % |
||||||
1 |
1 |
9,9 |
2,09 |
16,4 |
2,18 |
<0,05 |
2 |
2 |
62,6 |
3,40 |
59,6 |
2,90 |
- |
3 |
3 |
25,6 |
3,06 |
23,3 |
2,50 |
- |
4 |
4 |
2,0 |
0,98 |
0,7 |
0,49 |
- |
предпочитаемая пища, % случаев |
||||||
1 |
жареная |
45,6 |
3,81 |
59,3 |
2,91 |
<0,01 |
2 |
тушеная |
5,8 |
1,79 |
33,3 |
2,79 |
<0,001 |
3 |
вареная |
24,6 |
3,29 |
22,8 |
2,49 |
- |
4 |
соленья |
7,6 |
2,03 |
11,9 |
1,92 |
- |
5 |
копченая |
8,2 |
2,10 |
8,4 |
1,64 |
- |
6 |
жирная |
12,3 |
2,51 |
6,3 |
1,44 |
<0,05 |
7 |
острая |
4,1 |
1,52 |
11,2 |
1,87 |
<0,01 |
8 |
сладкая |
7,6 |
2,03 |
14,0 |
2,06 |
<0,05 |
Среди обследованных детей наблюдалась тенденция к не соблюдению правил здорового питания. Так, в среднем в 52,5% случаев учащиеся-спортсмены и дети, не занимающиеся спортом, предпочитают иметь в своем в рационе жареную пищу, в 10,8% – сладкую, в 9,3% – жирную, в 8,3% – копченую и в 7,7% случаев – острую пищу, а также в 9,8% случаев – соленья. Сравнительный анализ количества учащихся 1-ой и 2-ой групп показал, что дети, не занимающиеся спортом, в большей степени предпочитают пищу с высоким содержанием жиров, сахара, соли и острых приправ.
Более 65% старшеклассниц общеобразовательной школы, девочек лицея и колледжа пробовали придерживаться или придерживались различных диет, чтобы сбросить лишний вес. Причем количество таковых девочек во 2-ой группе было в 1,2 раза больше, чем среди сверстниц, занимающихся спортом. Около 4% учащихся придерживались диеты по рекомендациям врача. В подавляющем большинстве случаев диета назначалась при избыточной массе тела, анемии и аллергии, связанных с питанием, а также – после перенесенных заболеваний (инфекционный гепатит, болезни органов пищеварения или мочеполовой системы).
На вопрос анкеты «Как часто Вы употребляете витамины и биологически активные добавки к пище?» 24,8% детей ответили, что не употребляют витамины и 60,7% – не употребляют БАД (табл. 2). В тоже время, «постоянно» и «часто» принимают витамины – 39% опрошенных учащихся и БАД – 14,9%; остальные дети изредка потребляют названные препараты. Определено, что дети, занимающиеся спортом, в 1,1 раза чаще принимают витамины и в 1,2 раза чаще – БАД, но достоверных различий между количественным составом детей, занимающихся и не занимающихся спортом, потребляющих витамины и БАД, не выявлено.
Определено, что причины, формирующие потребление БАД и витаминов, среди опрошенных учащихся практически не различались. Так, основной целью их применения учащимися-спортсменами было «увеличить физическую работоспособность», «улучшить состояние здоровья», «улучшить работу органов дыхания» и «улучшить работу нервной системы». Учащиеся 2-ой группы употребляли БАД с той же целью как и их сверстники-спортсмены, а также для того чтобы нарастить мышечную массу тела (табл. 3).
Данные, полученные при анкетировании, свидетельствуют также о том, что витамины, в значительно большей степени, потребляли часто болеющие дети из числа учащихся, не занимающихся спортом. Нередко прием витаминов являлся дополнительным лечением к антибактериальной терапии, т.е. назначались врачом во время приема противовоспалительных лекарственных препаратов, как правило, при острых респираторных и кишечных инфекциях или обострениях какого-либо хронического заболевания.
Таблица 2
Частота потребления витаминов и биологически активных добавок к пище, %
№ |
Показатель |
Группа |
Р |
|||
1-ая |
2-ая |
|||||
М |
±m |
М |
±m |
|||
потребление витаминов |
||||||
1 |
часто |
30,4 |
3,33 |
23,0 |
2,50 |
- |
2 |
иногда |
35,1 |
3,45 |
37,5 |
2,88 |
- |
3 |
постоянно |
13,6 |
2,48 |
11,0 |
1,86 |
- |
4 |
не употребляет |
20,9 |
2,94 |
28,6 |
2,69 |
- |
потребление БАД |
||||||
5 |
часто |
8,3 |
2,06 |
5,4 |
1,36 |
- |
6 |
иногда |
26,1 |
3,27 |
22,7 |
2,52 |
- |
7 |
постоянно |
7,8 |
2,00 |
8,3 |
1,66 |
- |
8 |
не употребляет |
57,8 |
3,68 |
63,5 |
2,89 |
- |
Таблица 3
Причины потребления учащимися биологически активных добавок, %
№ |
Показатель |
Группа |
Р |
|||
1-ая |
2-ая |
|||||
М |
±m |
М |
±m |
|||
цель потребления БАД |
||||||
1 |
снизить массу тела |
7,8 |
2,66 |
8,2 |
2,26 |
- |
2 |
увеличить массу тела |
7,8 |
2,66 |
7,5 |
2,17 |
- |
3 |
нарастить мышечную массу |
7,8 |
2,66 |
11,6 |
2,64 |
- |
4 |
улучшить состояние здоровья |
20,6 |
4,00 |
23,8 |
3,51 |
- |
5 |
увеличить физическую работоспособность |
22,5 |
4,14 |
21,1 |
3,36 |
|
6 |
улучшить функцию органов дыхания |
15,7 |
3,60 |
8,8 |
2,34 |
- |
7 |
улучшить функцию сердечно-сосудистой системы |
5,9 |
2,33 |
9,5 |
2,42 |
- |
8 |
улучшить функцию нервной системы |
15,7 |
3,60 |
10,2 |
2,50 |
- |
9 |
выводить токсины |
2,0 |
1,37 |
2,7 |
1,34 |
- |
10 |
другие причины |
4,9 |
2,14 |
14,3 |
2,89 |
<0,01 |
11 |
не знаю, затрудняюсь ответить |
1,0 |
0,98 |
6,8 |
2,08 |
<0,05 |
кем рекомендован БАД |
||||||
12 |
врач |
52,8 |
4,50 |
47,7 |
3,58 |
- |
13 |
тренер |
4,1 |
1,78 |
1,5 |
0,88 |
- |
14 |
учитель |
0,8 |
0,80 |
0,5 |
0,50 |
- |
15 |
родители |
16,3 |
3,33 |
13,3 |
2,43 |
- |
16 |
друзья |
2,4 |
1,39 |
7,2 |
1,85 |
<0,05 |
17 |
сам (а) |
4,1 |
1,78 |
8,7 |
2,02 |
- |
18 |
не знаю, затрудняюсь ответить |
19,5 |
3,57 |
21,0 |
2,92 |
- |
В связи с этим, немаловажным считали вопрос о том, кто назначал детям прием БАД и витаминов. Анализ ответов на данный вопрос свидетельствовал о том, что в 50% случаев потребление БАД и витаминов осуществлялось по рекомендациям врачей и почти 15% родителей самостоятельно выбирали БАД и витаминные комплексы для своих детей.
Анализ количественного состава детей по возрастным группам показал, что наиболее часто дети принимали витамины и БАД в 11-15 лет, т.е. в период интенсивного роста и развития организма.
Известно, что одним из свойств эффективности воздействия БАД и витаминных комплексов являются доза, кратность и длительность их приема. Анализ результатов опроса показал, что в подавляющем большинстве случаев дети, занимающиеся и не занимающиеся спортом, потребляли БАД и витамины под контролем родителей, причем в среднем 88% из них – только по предписанию врача, а около 6% – согласно инструкции к применению.
Выводы
1. У 95% учащихся режим питания является рациональным, т.к. кратность приема пищи у них составляла от 3 до 5 раз в день, но горячее питание 3-4 раза в день было характерно в среднем для 25% учащихся. В связи с тем, что большое количество детей предпочитают в своем рационе жареную, соленую, жирную, копченую и острую пищу, то внимание родителей должно быть обращено на щадящий способ приготовления пищи (ограничение жареных и жирных блюд) и химический состав потребляемой пищи (ограничение соли, специй и сахара).
2. Почти 15% учащихся «постоянно» и «часто» принимают БАД, а 39% – витамины, причем учащиеся-спортсмены принимают их в 1,2 раза чаще, чем дети, не занимающиеся спортом. Наибольшее количество детей принимают БАД и витамины в подростковом возрасте, т.е. в период активного роста и гормональных изменений в организме. Из числа учащихся, потребляющих БАД и витаминные комплексы, большинство соблюдают дозировку, кратность и длительность приема.
3. Результаты исследований явились основанием для разработки методических рекомендаций по организации здорового питания детей школьного возраста [5].
Библиографическая ссылка
Камилова Р.Т., Абдусаматова Б.Э., Камилов Ж.А. КРАТНОСТЬ И ПРИВЫЧКИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ // Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы. – 2016. – № 2. – С. 51-55;URL: https://journal-nutrition.ru/ru/article/view?id=35738 (дата обращения: 22.11.2024).