Scientific journal
Balanced diet, nutritional supplements and biostimulants
ISSN 2414-1054

MULTIPLICITIES AND FOOD HABITS OF CHILDREN ATTENDING AND NOT INVOLVED IN SPORTS

Kamilova R.T. 1 Abdusamatova B.E. 1 Kamilov J.A. 2
1 Research Institute of sanitation hygiene and occupational diseases Ministry of Health of the Republic of Uzbekistan
2 State Dental Institute of Tashkent
It was determined that the diet of children by the multiplicity of the meal was reasonable as the result of the survey carried out among 514 students aged from 7 to 18 years old of various types of educational institutions of Tashkent (secondary school, academic lyceums and professional colleges). Only 25% of children have three times hot meals a day and much less of them four times. A significant number of children prefer in their diet fried, salty, fatty, smoked and spicy food. Among students participated in the survey 15% consume biologically active additives (BAD) regular basis and often, 39% take vitamins, the major part of them are adolescents and engaged to sport.
children
multiplicity and food habits
vitamins
biologically active additives (BAА).

Правильный режим питания является составной частью общего распорядка дня ребенка. Режим питания детей должен гармонично сочетаться с режимом занятий, труда и отдыха. Для детского организма важное значение имеет правильное питание, способствующее гармоничному росту и развитию, высокой работоспособности, увеличению адаптационных возможностей, профилактике развития алиментарно-зависимых заболеваний, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды [2, 4, 5, 10].

Одним из факторов, оказывающих значительное негативное воздействие на состояние здоровья детей является неправильно организованное пищевое поведение и нерациональное питание, обусловленное низким уровнем знаний правил рационального питания: сбалансированный рацион; режим питания, включая кратность приема пищи в течение суток, определенные интервалы между приемами пищи и правильное распределение суточного рациона (этапы питания); продукты, богатые основными питательными веществами и необходимые для полноценного питания; напитки и питьевой режим [2, 3, 5, 6]. В связи с этим, пищевое поведение, в виде регулярного и рационального питания, необходимо формировать с раннего детства, т.к. оно характеризует не только отношение детей к своему здоровью, но и стремление к соблюдению принципов здорового образа жизни. Нарушение пищевого поведения, в виде переедания одних и недоедания других пищевых продуктов, бесконтрольный прием биологически активных добавок (БАД) к пище и витаминов, также могут вызвать различного рода отклонения в состоянии здоровья [7]. По международным стандартам БАД – это природные (или идентичные природным) биологически активные вещества (БАВ), предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов. В рационе питания недостаток важнейших для обеспечения здоровья элементов является неизбежной закономерностью, что, в свою очередь, требует внесения корректив в привычные рационы, в виде дополнительного приема витаминов и микроэлементов [1, 8, 9]. В связи с вышеизложенным, основной целью работы явилась сравнительная оценка соблюдения режима питания и пищевого поведения детей, занимающихся и не занимающихся спортом.

Материалы и методы исследования

Методом анкетного опроса изучена кратность и некоторые привычки питания, частота потребления БАД и витаминов. Опрошено 514 учащихся от 7 до 18 лет (237 девочек и 277 мальчиков), обучающихся в разных типах учебных заведений г. Ташкента (общеобразовательная школа, академический лицей и профессионально-технический колледж). В зависимости от уровня двигательной активности, все обследованные дети были разделены на 2 группы: 1-я группа – учащиеся-спортсмены и 2-я группа – дети, не занимающиеся спортом.

Статистичексая обработка полученного материала проведена с использованием пакета программ Excel, вычислены средние арифметические (М) и ошибки средних арифметических величин (m). Оценка достоверности сравниваемых величин велась с вычислением коэффициента t-Стьюдента.

Работа выполнена в рамках Государственного грантового проекта АДСС-15.17.1 «Разработка системы гигиенического нормирования условий и организации учебной деятельности, двигательной активности и питания с отслеживанием социального градиента и состояния здоровья детей Узбекистана, занимающихся физкультурой и спортом».

Результаты исследования и их обсуждение

Выявлено, что режим питания у всех обследованных детей был вполне рациональным: у 94,2% учащихся 1-ой группы и, в несколько в меньшей степени, у детей 2-ой группы (93,1%) общее число приемов пищи составляло от 3 до 5 раз в день. Но в среднем лишь 27,6% учащихся-спортсменов и 24% детей 2-ой группы потребляли горячие блюда 3-4 раза в день. Более чем у 60% опрошенных учащихся кратность приема горячей пищи составляла только 2 раза в день, как правило – это обед и ужин (табл. 1). Количество детей, у которых число приемов пищи составляло 1 раз в день, было несколько меньше в 1-ой группе, чем во 2-ой (9,9±2,09 против 16,4±2,18%). В данном случае различие между показателями сравниваемых групп носило достоверный характер (Р<0,05). Основной причиной неупотребления горячего питания, в подавляющем большинстве случаев, учащиеся указывали на отсутствие времени и условий в учебном заведении.

Таблица 1

Кратность приема горячей пищи и некоторые привычки питания учащихся

Показатель

Группа

Р

1-ая

2-ая

М

±m

М

±m

количество приемов горячей пищи в день, %

1

1

9,9

2,09

16,4

2,18

<0,05

2

2

62,6

3,40

59,6

2,90

-

3

3

25,6

3,06

23,3

2,50

-

4

4

2,0

0,98

0,7

0,49

-

предпочитаемая пища, % случаев

1

жареная

45,6

3,81

59,3

2,91

<0,01

2

тушеная

5,8

1,79

33,3

2,79

<0,001

3

вареная

24,6

3,29

22,8

2,49

-

4

соленья

7,6

2,03

11,9

1,92

-

5

копченая

8,2

2,10

8,4

1,64

-

6

жирная

12,3

2,51

6,3

1,44

<0,05

7

острая

4,1

1,52

11,2

1,87

<0,01

8

сладкая

7,6

2,03

14,0

2,06

<0,05

Среди обследованных детей наблюдалась тенденция к не соблюдению правил здорового питания. Так, в среднем в 52,5% случаев учащиеся-спортсмены и дети, не занимающиеся спортом, предпочитают иметь в своем в рационе жареную пищу, в 10,8% – сладкую, в 9,3% – жирную, в 8,3% – копченую и в 7,7% случаев – острую пищу, а также в 9,8% случаев – соленья. Сравнительный анализ количества учащихся 1-ой и 2-ой групп показал, что дети, не занимающиеся спортом, в большей степени предпочитают пищу с высоким содержанием жиров, сахара, соли и острых приправ.

Более 65% старшеклассниц общеобразовательной школы, девочек лицея и колледжа пробовали придерживаться или придерживались различных диет, чтобы сбросить лишний вес. Причем количество таковых девочек во 2-ой группе было в 1,2 раза больше, чем среди сверстниц, занимающихся спортом. Около 4% учащихся придерживались диеты по рекомендациям врача. В подавляющем большинстве случаев диета назначалась при избыточной массе тела, анемии и аллергии, связанных с питанием, а также – после перенесенных заболеваний (инфекционный гепатит, болезни органов пищеварения или мочеполовой системы).

На вопрос анкеты «Как часто Вы употребляете витамины и биологически активные добавки к пище?» 24,8% детей ответили, что не употребляют витамины и 60,7% – не употребляют БАД (табл. 2). В тоже время, «постоянно» и «часто» принимают витамины – 39% опрошенных учащихся и БАД – 14,9%; остальные дети изредка потребляют названные препараты. Определено, что дети, занимающиеся спортом, в 1,1 раза чаще принимают витамины и в 1,2 раза чаще – БАД, но достоверных различий между количественным составом детей, занимающихся и не занимающихся спортом, потребляющих витамины и БАД, не выявлено.

Определено, что причины, формирующие потребление БАД и витаминов, среди опрошенных учащихся практически не различались. Так, основной целью их применения учащимися-спортсменами было «увеличить физическую работоспособность», «улучшить состояние здоровья», «улучшить работу органов дыхания» и «улучшить работу нервной системы». Учащиеся 2-ой группы употребляли БАД с той же целью как и их сверстники-спортсмены, а также для того чтобы нарастить мышечную массу тела (табл. 3).

Данные, полученные при анкетировании, свидетельствуют также о том, что витамины, в значительно большей степени, потребляли часто болеющие дети из числа учащихся, не занимающихся спортом. Нередко прием витаминов являлся дополнительным лечением к антибактериальной терапии, т.е. назначались врачом во время приема противовоспалительных лекарственных препаратов, как правило, при острых респираторных и кишечных инфекциях или обострениях какого-либо хронического заболевания.

Таблица 2

Частота потребления витаминов и биологически активных добавок к пище, %

Показатель

Группа

Р

1-ая

2-ая

М

±m

М

±m

потребление витаминов

1

часто

30,4

3,33

23,0

2,50

-

2

иногда

35,1

3,45

37,5

2,88

-

3

постоянно

13,6

2,48

11,0

1,86

-

4

не употребляет

20,9

2,94

28,6

2,69

-

потребление БАД

5

часто

8,3

2,06

5,4

1,36

-

6

иногда

26,1

3,27

22,7

2,52

-

7

постоянно

7,8

2,00

8,3

1,66

-

8

не употребляет

57,8

3,68

63,5

2,89

-

Таблица 3

Причины потребления учащимися биологически активных добавок, %

Показатель

Группа

Р

1-ая

2-ая

М

±m

М

±m

цель потребления БАД

1

снизить массу тела

7,8

2,66

8,2

2,26

-

2

увеличить массу тела

7,8

2,66

7,5

2,17

-

3

нарастить мышечную массу

7,8

2,66

11,6

2,64

-

4

улучшить состояние здоровья

20,6

4,00

23,8

3,51

-

5

увеличить физическую работоспособность

22,5

4,14

21,1

3,36

 

6

улучшить функцию органов дыхания

15,7

3,60

8,8

2,34

-

7

улучшить функцию сердечно-сосудистой системы

5,9

2,33

9,5

2,42

-

8

улучшить функцию нервной системы

15,7

3,60

10,2

2,50

-

9

выводить токсины

2,0

1,37

2,7

1,34

-

10

другие причины

4,9

2,14

14,3

2,89

<0,01

11

не знаю, затрудняюсь ответить

1,0

0,98

6,8

2,08

<0,05

кем рекомендован БАД

12

врач

52,8

4,50

47,7

3,58

-

13

тренер

4,1

1,78

1,5

0,88

-

14

учитель

0,8

0,80

0,5

0,50

-

15

родители

16,3

3,33

13,3

2,43

-

16

друзья

2,4

1,39

7,2

1,85

<0,05

17

сам (а)

4,1

1,78

8,7

2,02

-

18

не знаю, затрудняюсь ответить

19,5

3,57

21,0

2,92

-

В связи с этим, немаловажным считали вопрос о том, кто назначал детям прием БАД и витаминов. Анализ ответов на данный вопрос свидетельствовал о том, что в 50% случаев потребление БАД и витаминов осуществлялось по рекомендациям врачей и почти 15% родителей самостоятельно выбирали БАД и витаминные комплексы для своих детей.

Анализ количественного состава детей по возрастным группам показал, что наиболее часто дети принимали витамины и БАД в 11-15 лет, т.е. в период интенсивного роста и развития организма.

Известно, что одним из свойств эффективности воздействия БАД и витаминных комплексов являются доза, кратность и длительность их приема. Анализ результатов опроса показал, что в подавляющем большинстве случаев дети, занимающиеся и не занимающиеся спортом, потребляли БАД и витамины под контролем родителей, причем в среднем 88% из них – только по предписанию врача, а около 6% – согласно инструкции к применению.

Выводы

1. У 95% учащихся режим питания является рациональным, т.к. кратность приема пищи у них составляла от 3 до 5 раз в день, но горячее питание 3-4 раза в день было характерно в среднем для 25% учащихся. В связи с тем, что большое количество детей предпочитают в своем рационе жареную, соленую, жирную, копченую и острую пищу, то внимание родителей должно быть обращено на щадящий способ приготовления пищи (ограничение жареных и жирных блюд) и химический состав потребляемой пищи (ограничение соли, специй и сахара).

2. Почти 15% учащихся «постоянно» и «часто» принимают БАД, а 39% – витамины, причем учащиеся-спортсмены принимают их в 1,2 раза чаще, чем дети, не занимающиеся спортом. Наибольшее количество детей принимают БАД и витамины в подростковом возрасте, т.е. в период активного роста и гормональных изменений в организме. Из числа учащихся, потребляющих БАД и витаминные комплексы, большинство соблюдают дозировку, кратность и длительность приема.

3. Результаты исследований явились основанием для разработки методических рекомендаций по организации здорового питания детей школьного возраста [5].