Введение
Состояние здоровья молодежи является необходимым условием и определяющим моментом благополучия общества и его прогрессивного развития [9; 13; 14].
В структуре молодого поколения студенты представляют собой особую социальную группу, характеризующуюся специфическими условиями жизни, вынужденным нарушением режима труда, отдыха и питания, большой психоэмоциональной и умственной нагрузкой [5; 7].
Стоматологическая заболеваемость в настоящее время в студенческой возрастной группе остается высокой и не имеет тенденции к стабилизации [4; 8; 15; 22].
Наиболее слабым звеном в осуществлении мероприятий по первичной профилактике основных стоматологических заболеваний является гигиеническое воспитание населения и санитарно-просветительная работа [1; 2; 6; 16; 18; 19].
Несмотря на разработку и внедрение программ профилактики стоматологических заболеваний, кариес зубов и болезни периодонта остаются, по-прежнему, наиболее распространенными заболеваниями, у детей, подростков и у взрослых во всем мире [3; 11; 20]. Это, по-видимому, связано с низким уровнем знаний вопросов профилактики стоматологических заболеваний населением и недостаточным желанием заботиться о своем здоровье. Гигиена полости рта фторсодержащими зубными пастами – признанный и практически и экономически оправданный метод профилактики кариеса зубов и болезней периодонта. Выбор конкретных средств и методов индивидуальной гигиены полости рта для каждого пациента – обязанность врача-стоматолога.
Высокий уровень стоматологической заболеваемости является, в том числе, следствием особенностей питания человека и вредных привычек.
Изменения питания (состава, приготовления, способа потребления пищи и очищения полости рта) возникли на заре рождения человечества, постепенно нарастали со временем и заключаются в следующем:
1. Развитие способов термической обработки различного вида пищи.
2. Размельчение, размягчение пищи.
3. Появление «концентрированной» пищи (сушеное мясо, рафинирование и концентрирование жиров, копчение, сушение овощей и фруктов, сгущение продуктов, соление, маринование продуктов, мука, сухари, сахар и др.).
4. Появление новых, не известных ранее видов пищи (сахар и сахаропродукты, печенье, варенье, различные кондитерские изделия).
В связи с изменением состава пищи начали развиваться и вредные привычки, связанные с ними: развитие жевательной лености, ненормированное, вне основных приемов пищи потребление сахаросодержащих продуктов, приготовление десертов и их потребление как последнего блюда или вне основных приемов пищи.
Большое значение имел также и экономический фактор, так как получение, стоимость и объем производства сахаросодержащих продуктов, хлеба и круп были наиболее выгодны, недефицитны и постепенно составили основную часть рациона человечества.
Большую роль играла также вкусовая привлекательность сладких пищевых продуктов, их низкая стоимость и высокие объемы производства.
Какое значение имело описанное выше изменение характера пищи, рациона, способов приготовления пищи и появления новых пищевых продуктов и привычек для возникновения стоматологических заболеваний?
1. Термическая обработка пищи, ее размягчение и размельчение вели к улучшению вкусовых качеств пищи, ее привлекательности и приводили к серьезному снижению времени жевания и потребления пищи. Постепенно это приводило к развитию «жевательной лености», снижению нагрузки на зубочелюстную систему, к стремлению выбирать пищу, не требующую длительной пищевой и жевательной переработки.
2. Появление концентрированной пищи также способствовало снижению времени на ее потребление и жевание, уменьшало время ее пребывания во рту и снижало нагрузку на зубочелюстную систему.
3. Особое значение имело широкое введение в пищевой рацион современного человека сахара и сахаросодержащих продуктов в больших количествах и в высоких пищевых концентрациях.
Особенностью сахара (сахарозы) как пищевого продукта или важного ингредиента пищи является его способность к метаболизму уже в полости рта, так как в ней имеется полный набор ферментов гликолиза, преимущественно бактериального происхождения, способных быстро метаболизировать сахар пищи до конечных продуктов – органических кислот (молочная, пировиноградная). Другие пищевые продукты не могут метаболизироваться во рту, где происходит только их подготовка к этому процессу (формирование пищевого комка) [10, 12].
Таким образом, кариес является типичной болезнью цивилизации, и его развитие связано с изменением характера питания и пищи человека и внедрением в его состав нетипичного продукта – сахара, к потреблению и негативным последствиям которого современный человек оказался неприспособленным.
Развитие жевательной лености, потребление концентрированной пищи в немалой степени способствовали снижению естественного самоочищения полости рта у человека, что наряду с потреблением сахара еще больше способствовало развитию кариеса.
Особое значение в развитии кариеса, связанным с введением в рацион сахара, имели еще 2 фактора [10]:
1. Бесконтрольное потребление сахара, вне приемов пищи, на ночь, как последнего блюда при приеме пищи, что способствовало задержке сахара во рту и активному метаболизму его остатков с помощью микрофлоры полости рта и активной продукции кислоты. Эти нравы и привычки людей, формирующиеся с детского возраста, явились особенно благоприятными для развития кариеса.
2. Постепенное развитие у человека в полости рта неприхотливых микробов типа Streptococus mutants, которые великолепно приспособились к периодичности потребления пищи человеком, связанного с его нравами и привычками. В полости рта они приобрели великолепный термостат с набором необходимых для них пищевых веществ, которые они научились с огромной скоростью (5-40 минут) метаболизировать, запасать впрок в виде зубного налета и с легкостью переносить промежуток отсутствия пищи (вне приема пищи человеком), приобретая на это время толстую защитную капсулу, а также тратя в это время накопленные впрок гликогеноподобные вещества мягкого зубного налета. Нравы и привычки человека во всем способствуют этому. Таким образом, можно утверждать, что нравы и привычки человека, потребление сахара постепенно способствовали развитию специализированной микрофлоры полости рта, являющейся активным продуцентом органических кислот, ведущих наряду с образованием мягкого зубного налета к развитию кариеса.
Причиной увеличения распространенности основных стоматологических заболеваний является существование устойчивых факторов, способствующих формированию данной патологии и поддерживающих стабильный уровень ее у населения [16; 17; 21].
Только устранив наиболее значимые факторы, влияющие на возникновение стоматологических заболеваний, можно снизить их распространенность. На формирование данной патологии может оказывать влияние большое количество антенатальных и постнатальных факторов риска[17].
Вероятность действия причинного фактора (а отнюдь не его безусловное влияние) отразилась в принятом сейчас очень удачном термине фактор риска. В данном термине показана не абсолютная сила этой причины, а лишь возможное ее действие, которое при определенных условиях может получить количественную характеристику [5].
Выявление факторов риска возникновения основных стоматологических заболеваний у студенческой молодежи является основополагающим моментом в их профилактике.
Однако большую роль в гигиенической мотивации, обучении населения и поддержании их постоянной профилактической активности играют врачи всех специальностей, одним из аспектов деятельности которых, является санитарное просвещение, в том числе и по вопросам гигиены полости рта. Поэтому определенный интерес представляет уровень информированности студентов о возможности и путях предупреждения основных стоматологических заболеваний, о факторах риска и методах лечения стоматологических заболеваний.
Целью данного исследования явилась оценка влияния особенностей рациона и уровня санитарно-гигиенических знаний на стоматологическую заболеваемость студентов ВУЗов г. Уфа.
Материалы и методы исследования
Нами было проведено анкетирование 768 студентов, обучающихся в различных ВУЗах города Уфы. Среди них было 219 человек – лица мужского пола и 549 – лица женского пола. Анкета включала вопросы касающиеся рациона интервьюируемых (преобладания блюд, употребления десерта, сладких газированных напитков), использования основных и дополнительных средств гигиены полости рта, причин возникновения основных стоматологических заболеваний и вопросов профилактики.
Результаты исследования и их обсуждение
В результате анализа анкет было установлено, что у половины опрошенных (50,4%) в рационе преобладают мясо и рыба, каждый третий студент (30,7%) употребляет мучные и крупяные блюда, в рационе питания у 13,4% студентов преобладают молочные блюда и лишь у 5,5% студентов преобладают фрукты и сырые овощи.
На вопрос как часто употребляете десерт в виде булочек, печенья, конфет тортов 71,4% студентов ответили «редко», один раз в день употребляют десерт 15,9%, 2-3 раза в день употребляют десерт 3,8% и лишь 8,8% студентов не употребляют десерт никогда.
Каждый день употребляют сладкие газированные напитки 0,8% студентов, 1 раз в неделю 9,6% студентов, 2-3 раза в неделю употребляет каждый четвертый студент (25,6%), редко употребляет основная масса студентов (62,6%) и вообще не употребляют лишь 1,3% студентов.
Каждый третий студент (30,7%) пьет чай или кофе без сахара, чай или кофе с 1 ложкой сахара употребляют 22,7% студентов, 41,2% студентов пьют чай или кофе с 2-3 ложками сахара и 3-4 ложки сахара употребляют с чаем или кофе 5,5% студентов.
Установлено, что большинство студентов для ухода за полостью рта используют зубную пасту применяют 87,4% опрошенных, эликсиры и ополаскиватели используют 4,2% студентов, 3,4% пользуются зубочистками, жевательные резинки предпочитают 8,8%, а зубной порошок применяют 0,4%.
Предпочитают для ухода за полостью рта зубные пасты: «Colgate» (63,1%), «Blend-a-med» (12,6%), «Splat» (6,7%), 5,1% используют «Жемчуг», «Лакалют» (3,4%), «Лесной бальзам» (2,9%), «ROCS» (2,5%), «Амвей» (1,7%) и «32 норма» используют 1,3% опрошенных.
Большая часть (31,9%) студентов меняют зубную щетку четыре раза в год. Меняют зубную щетку три раза в год – 29,8%, два раза в год – 23,5% студентов и один раз в год – 14,7% опрошенных.
В соответствии с проведенным опросом, установлено, что 83,2% студентов не обращались за советом к стоматологу о выборе средств гигиены полости рта и только 16,8% опрошенных подбирали средства гигиены по рекомендации врача – стоматолога.
На вопрос кто научил чистить зубы 62,2% опрошенных ответили мать и отец, 21,8% студентов ответили, что их никто не обучал чистке зубов, 11,8% ответили, что их научил врач-стоматолог, 2,5% обучили воспитатели детского сада и по 0,4% научили брат, сестра или учитель.
На вопрос демонстрировал ли стоматолог как нужно чистить зубы лишь каждый пятый опрашиваемый (22,7%) ответил положительно, 77,3% ответили отрицательно. На приеме у врача стоматолога наличие зубного налета было показано лишь 16,8% опрошенным. Профилактические мероприятия в виде покрытия зубов фторлаком проводились всего лишь у 7,1%, обучение чистке зубов проводилось 14,7% опрошенным, 18,5% студентам не проводилось никаких профилактических мероприятий, оставшиеся 59,6% студентов уже нуждались в лечении кариеса и его осложнений.
При изучении факторов риска возникновения кариеса зубов основной причиной 73,1% опрашиваемых назвали плохой уход и 26,9% студентов считают причиной возникновения кариеса зубов чрезмерное употребление сладостей. Ни один из опрашиваемых не назвал причиной недостаток фтора в питьевой воде.
Основными причинами возникновения заболеваний пародонта 76,5% студентов считают плохой уход за зубами, 13,4% опрошенных выбрали вариант ответа – чрезмерное употребление сладостей, наличие аномалий прикуса и недостаток фтора в питьевой воде как факторы риска считают 6,3% и 3,8% студентов соответственно.
Данные анкетирования по вопросам информированности о причинах заболеваний зубов показали, что 66,4% опрошенных не полностью информированы и хотели бы знать больше, достаточно знают о причинах возникновения заболеваний зубов всего лишь 12,2% студентов, недостаточно информированными считают себя 19,7% опрошенных и 1,7% студентов ответили, что совсем ничего не знают.
На вопрос нуждаетесь ли вы в обучении правилам чистки зубов, как предупреждение стоматологических заболеваний 43,3% студентов ответили, что не знают, будет ли от этого польза, 34,5% опрошенных не видят в этом необходимости, лишь 8,8% студентов считают полезным обучение правилам чистки зубов.
Не хотят участвовать в мероприятиях по профилактике заболеваний полости рта 54,3% студентов и 45,7% опрошенных были согласны.
Реклама по телевидению средств гигиены полости рта и жевательных резинок не повлияла на отношение к здоровью полости рта у 51,7% опрошенных, а более тщательно стали ухаживать за зубами 13,5% опрошенных, 29,8% студентам реклама помогает в выборе качественных средств гигиены полости рта.
Таким образом, нами выявлен низкий уровень санитарно-гигиенических знаний у студентов, недостаточная их медицинская активность в отношении сохранения стоматологического здоровья, проводится недостаточная работа врачей стоматологов по гигиеническому воспитанию и санитарному просвещению студенческой молодежи по вопросам профилактики стоматологических заболеваний. Врач стоматолог должен знать о средствах гигиены полости рта, давать рекомендации по рациональному их использованию, в соответствии со стоматологическим статусом, обязан сформировать у студентов мотивированное отношение к гигиене полости рта и рациональному питанию, как неотъемлемой части оздоровления организма.