Правильный режим питания является составной частью общего распорядка дня ребенка. Режим питания детей должен гармонично сочетаться с режимом занятий, труда и отдыха. Для детского организма важное значение имеет правильное питание, способствующее гармоничному росту и развитию, высокой работоспособности, увеличению адаптационных возможностей, профилактике развития алиментарно-зависимых заболеваний, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды [2, 4, 5, 10].
Одним из факторов, оказывающих значительное негативное воздействие на состояние здоровья детей является неправильно организованное пищевое поведение и нерациональное питание, обусловленное низким уровнем знаний правил рационального питания: сбалансированный рацион; режим питания, включая кратность приема пищи в течение суток, определенные интервалы между приемами пищи и правильное распределение суточного рациона (этапы питания); продукты, богатые основными питательными веществами и необходимые для полноценного питания; напитки и питьевой режим [2, 3, 5, 6]. В связи с этим, пищевое поведение, в виде регулярного и рационального питания, необходимо формировать с раннего детства, т.к. оно характеризует не только отношение детей к своему здоровью, но и стремление к соблюдению принципов здорового образа жизни. Нарушение пищевого поведения, в виде переедания одних и недоедания других пищевых продуктов, бесконтрольный прием биологически активных добавок (БАД) к пище и витаминов, также могут вызвать различного рода отклонения в состоянии здоровья [7]. По международным стандартам БАД – это природные (или идентичные природным) биологически активные вещества (БАВ), предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов. В рационе питания недостаток важнейших для обеспечения здоровья элементов является неизбежной закономерностью, что, в свою очередь, требует внесения корректив в привычные рационы, в виде дополнительного приема витаминов и микроэлементов [1, 8, 9]. В связи с вышеизложенным, основной целью работы явилась сравнительная оценка соблюдения режима питания и пищевого поведения детей, занимающихся и не занимающихся спортом.
Материалы и методы исследования
Методом анкетного опроса изучена кратность и некоторые привычки питания, частота потребления БАД и витаминов. Опрошено 514 учащихся от 7 до 18 лет (237 девочек и 277 мальчиков), обучающихся в разных типах учебных заведений г. Ташкента (общеобразовательная школа, академический лицей и профессионально-технический колледж). В зависимости от уровня двигательной активности, все обследованные дети были разделены на 2 группы: 1-я группа – учащиеся-спортсмены и 2-я группа – дети, не занимающиеся спортом.
Статистичексая обработка полученного материала проведена с использованием пакета программ Excel, вычислены средние арифметические (М) и ошибки средних арифметических величин (m). Оценка достоверности сравниваемых величин велась с вычислением коэффициента t-Стьюдента.
Работа выполнена в рамках Государственного грантового проекта АДСС-15.17.1 «Разработка системы гигиенического нормирования условий и организации учебной деятельности, двигательной активности и питания с отслеживанием социального градиента и состояния здоровья детей Узбекистана, занимающихся физкультурой и спортом».
Результаты исследования и их обсуждение
Выявлено, что режим питания у всех обследованных детей был вполне рациональным: у 94,2% учащихся 1-ой группы и, в несколько в меньшей степени, у детей 2-ой группы (93,1%) общее число приемов пищи составляло от 3 до 5 раз в день. Но в среднем лишь 27,6% учащихся-спортсменов и 24% детей 2-ой группы потребляли горячие блюда 3-4 раза в день. Более чем у 60% опрошенных учащихся кратность приема горячей пищи составляла только 2 раза в день, как правило – это обед и ужин (табл. 1). Количество детей, у которых число приемов пищи составляло 1 раз в день, было несколько меньше в 1-ой группе, чем во 2-ой (9,9±2,09 против 16,4±2,18%). В данном случае различие между показателями сравниваемых групп носило достоверный характер (Р<0,05). Основной причиной неупотребления горячего питания, в подавляющем большинстве случаев, учащиеся указывали на отсутствие времени и условий в учебном заведении.
Таблица 1
Кратность приема горячей пищи и некоторые привычки питания учащихся
| 
 №  | 
 Показатель  | 
 Группа  | 
 Р  | 
|||
| 
 1-ая  | 
 2-ая  | 
|||||
| 
 М  | 
 ±m  | 
 М  | 
 ±m  | 
|||
| 
 количество приемов горячей пищи в день, %  | 
||||||
| 
 1  | 
 1  | 
 9,9  | 
 2,09  | 
 16,4  | 
 2,18  | 
 <0,05  | 
| 
 2  | 
 2  | 
 62,6  | 
 3,40  | 
 59,6  | 
 2,90  | 
 -  | 
| 
 3  | 
 3  | 
 25,6  | 
 3,06  | 
 23,3  | 
 2,50  | 
 -  | 
| 
 4  | 
 4  | 
 2,0  | 
 0,98  | 
 0,7  | 
 0,49  | 
 -  | 
| 
 предпочитаемая пища, % случаев  | 
||||||
| 
 1  | 
 жареная  | 
 45,6  | 
 3,81  | 
 59,3  | 
 2,91  | 
 <0,01  | 
| 
 2  | 
 тушеная  | 
 5,8  | 
 1,79  | 
 33,3  | 
 2,79  | 
 <0,001  | 
| 
 3  | 
 вареная  | 
 24,6  | 
 3,29  | 
 22,8  | 
 2,49  | 
 -  | 
| 
 4  | 
 соленья  | 
 7,6  | 
 2,03  | 
 11,9  | 
 1,92  | 
 -  | 
| 
 5  | 
 копченая  | 
 8,2  | 
 2,10  | 
 8,4  | 
 1,64  | 
 -  | 
| 
 6  | 
 жирная  | 
 12,3  | 
 2,51  | 
 6,3  | 
 1,44  | 
 <0,05  | 
| 
 7  | 
 острая  | 
 4,1  | 
 1,52  | 
 11,2  | 
 1,87  | 
 <0,01  | 
| 
 8  | 
 сладкая  | 
 7,6  | 
 2,03  | 
 14,0  | 
 2,06  | 
 <0,05  | 
Среди обследованных детей наблюдалась тенденция к не соблюдению правил здорового питания. Так, в среднем в 52,5% случаев учащиеся-спортсмены и дети, не занимающиеся спортом, предпочитают иметь в своем в рационе жареную пищу, в 10,8% – сладкую, в 9,3% – жирную, в 8,3% – копченую и в 7,7% случаев – острую пищу, а также в 9,8% случаев – соленья. Сравнительный анализ количества учащихся 1-ой и 2-ой групп показал, что дети, не занимающиеся спортом, в большей степени предпочитают пищу с высоким содержанием жиров, сахара, соли и острых приправ.
Более 65% старшеклассниц общеобразовательной школы, девочек лицея и колледжа пробовали придерживаться или придерживались различных диет, чтобы сбросить лишний вес. Причем количество таковых девочек во 2-ой группе было в 1,2 раза больше, чем среди сверстниц, занимающихся спортом. Около 4% учащихся придерживались диеты по рекомендациям врача. В подавляющем большинстве случаев диета назначалась при избыточной массе тела, анемии и аллергии, связанных с питанием, а также – после перенесенных заболеваний (инфекционный гепатит, болезни органов пищеварения или мочеполовой системы).
На вопрос анкеты «Как часто Вы употребляете витамины и биологически активные добавки к пище?» 24,8% детей ответили, что не употребляют витамины и 60,7% – не употребляют БАД (табл. 2). В тоже время, «постоянно» и «часто» принимают витамины – 39% опрошенных учащихся и БАД – 14,9%; остальные дети изредка потребляют названные препараты. Определено, что дети, занимающиеся спортом, в 1,1 раза чаще принимают витамины и в 1,2 раза чаще – БАД, но достоверных различий между количественным составом детей, занимающихся и не занимающихся спортом, потребляющих витамины и БАД, не выявлено.
Определено, что причины, формирующие потребление БАД и витаминов, среди опрошенных учащихся практически не различались. Так, основной целью их применения учащимися-спортсменами было «увеличить физическую работоспособность», «улучшить состояние здоровья», «улучшить работу органов дыхания» и «улучшить работу нервной системы». Учащиеся 2-ой группы употребляли БАД с той же целью как и их сверстники-спортсмены, а также для того чтобы нарастить мышечную массу тела (табл. 3).
Данные, полученные при анкетировании, свидетельствуют также о том, что витамины, в значительно большей степени, потребляли часто болеющие дети из числа учащихся, не занимающихся спортом. Нередко прием витаминов являлся дополнительным лечением к антибактериальной терапии, т.е. назначались врачом во время приема противовоспалительных лекарственных препаратов, как правило, при острых респираторных и кишечных инфекциях или обострениях какого-либо хронического заболевания.
Таблица 2
Частота потребления витаминов и биологически активных добавок к пище, %
| 
 №  | 
 Показатель  | 
 Группа  | 
 Р  | 
|||
| 
 1-ая  | 
 2-ая  | 
|||||
| 
 М  | 
 ±m  | 
 М  | 
 ±m  | 
|||
| 
 потребление витаминов  | 
||||||
| 
 1  | 
 часто  | 
 30,4  | 
 3,33  | 
 23,0  | 
 2,50  | 
 -  | 
| 
 2  | 
 иногда  | 
 35,1  | 
 3,45  | 
 37,5  | 
 2,88  | 
 -  | 
| 
 3  | 
 постоянно  | 
 13,6  | 
 2,48  | 
 11,0  | 
 1,86  | 
 -  | 
| 
 4  | 
 не употребляет  | 
 20,9  | 
 2,94  | 
 28,6  | 
 2,69  | 
 -  | 
| 
 потребление БАД  | 
||||||
| 
 5  | 
 часто  | 
 8,3  | 
 2,06  | 
 5,4  | 
 1,36  | 
 -  | 
| 
 6  | 
 иногда  | 
 26,1  | 
 3,27  | 
 22,7  | 
 2,52  | 
 -  | 
| 
 7  | 
 постоянно  | 
 7,8  | 
 2,00  | 
 8,3  | 
 1,66  | 
 -  | 
| 
 8  | 
 не употребляет  | 
 57,8  | 
 3,68  | 
 63,5  | 
 2,89  | 
 -  | 
Таблица 3
Причины потребления учащимися биологически активных добавок, %
| 
 №  | 
 Показатель  | 
 Группа  | 
 Р  | 
|||
| 
 1-ая  | 
 2-ая  | 
|||||
| 
 М  | 
 ±m  | 
 М  | 
 ±m  | 
|||
| 
 цель потребления БАД  | 
||||||
| 
 1  | 
 снизить массу тела  | 
 7,8  | 
 2,66  | 
 8,2  | 
 2,26  | 
 -  | 
| 
 2  | 
 увеличить массу тела  | 
 7,8  | 
 2,66  | 
 7,5  | 
 2,17  | 
 -  | 
| 
 3  | 
 нарастить мышечную массу  | 
 7,8  | 
 2,66  | 
 11,6  | 
 2,64  | 
 -  | 
| 
 4  | 
 улучшить состояние здоровья  | 
 20,6  | 
 4,00  | 
 23,8  | 
 3,51  | 
 -  | 
| 
 5  | 
 увеличить физическую работоспособность  | 
 22,5  | 
 4,14  | 
 21,1  | 
 3,36  | 
|
| 
 6  | 
 улучшить функцию органов дыхания  | 
 15,7  | 
 3,60  | 
 8,8  | 
 2,34  | 
 -  | 
| 
 7  | 
 улучшить функцию сердечно-сосудистой системы  | 
 5,9  | 
 2,33  | 
 9,5  | 
 2,42  | 
 -  | 
| 
 8  | 
 улучшить функцию нервной системы  | 
 15,7  | 
 3,60  | 
 10,2  | 
 2,50  | 
 -  | 
| 
 9  | 
 выводить токсины  | 
 2,0  | 
 1,37  | 
 2,7  | 
 1,34  | 
 -  | 
| 
 10  | 
 другие причины  | 
 4,9  | 
 2,14  | 
 14,3  | 
 2,89  | 
 <0,01  | 
| 
 11  | 
 не знаю, затрудняюсь ответить  | 
 1,0  | 
 0,98  | 
 6,8  | 
 2,08  | 
 <0,05  | 
| 
 кем рекомендован БАД  | 
||||||
| 
 12  | 
 врач  | 
 52,8  | 
 4,50  | 
 47,7  | 
 3,58  | 
 -  | 
| 
 13  | 
 тренер  | 
 4,1  | 
 1,78  | 
 1,5  | 
 0,88  | 
 -  | 
| 
 14  | 
 учитель  | 
 0,8  | 
 0,80  | 
 0,5  | 
 0,50  | 
 -  | 
| 
 15  | 
 родители  | 
 16,3  | 
 3,33  | 
 13,3  | 
 2,43  | 
 -  | 
| 
 16  | 
 друзья  | 
 2,4  | 
 1,39  | 
 7,2  | 
 1,85  | 
 <0,05  | 
| 
 17  | 
 сам (а)  | 
 4,1  | 
 1,78  | 
 8,7  | 
 2,02  | 
 -  | 
| 
 18  | 
 не знаю, затрудняюсь ответить  | 
 19,5  | 
 3,57  | 
 21,0  | 
 2,92  | 
 -  | 
В связи с этим, немаловажным считали вопрос о том, кто назначал детям прием БАД и витаминов. Анализ ответов на данный вопрос свидетельствовал о том, что в 50% случаев потребление БАД и витаминов осуществлялось по рекомендациям врачей и почти 15% родителей самостоятельно выбирали БАД и витаминные комплексы для своих детей.
Анализ количественного состава детей по возрастным группам показал, что наиболее часто дети принимали витамины и БАД в 11-15 лет, т.е. в период интенсивного роста и развития организма.
Известно, что одним из свойств эффективности воздействия БАД и витаминных комплексов являются доза, кратность и длительность их приема. Анализ результатов опроса показал, что в подавляющем большинстве случаев дети, занимающиеся и не занимающиеся спортом, потребляли БАД и витамины под контролем родителей, причем в среднем 88% из них – только по предписанию врача, а около 6% – согласно инструкции к применению.
Выводы
1. У 95% учащихся режим питания является рациональным, т.к. кратность приема пищи у них составляла от 3 до 5 раз в день, но горячее питание 3-4 раза в день было характерно в среднем для 25% учащихся. В связи с тем, что большое количество детей предпочитают в своем рационе жареную, соленую, жирную, копченую и острую пищу, то внимание родителей должно быть обращено на щадящий способ приготовления пищи (ограничение жареных и жирных блюд) и химический состав потребляемой пищи (ограничение соли, специй и сахара).
2. Почти 15% учащихся «постоянно» и «часто» принимают БАД, а 39% – витамины, причем учащиеся-спортсмены принимают их в 1,2 раза чаще, чем дети, не занимающиеся спортом. Наибольшее количество детей принимают БАД и витамины в подростковом возрасте, т.е. в период активного роста и гормональных изменений в организме. Из числа учащихся, потребляющих БАД и витаминные комплексы, большинство соблюдают дозировку, кратность и длительность приема.
3. Результаты исследований явились основанием для разработки методических рекомендаций по организации здорового питания детей школьного возраста [5].
Библиографическая ссылка
Камилова Р.Т., Абдусаматова Б.Э., Камилов Ж.А. КРАТНОСТЬ И ПРИВЫЧКИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ // Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы. 2016. № 2. С. 51-55;URL: https://journal-nutrition.ru/ru/article/view?id=35738 (дата обращения: 03.11.2025).

