Научный журнал
Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы
ISSN 2414-1054

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ РЫНКА БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК В РОССИИ

Накарякова В.И. 1
1 Российский государственный профессионально-педагогический университет
Исследовательская работа показала, что существенным фактором, влияющим на здоровье человека, является здоровый образ жизни, в частности, рациональное питание. Роль данного фактора повышается, поэтому важным является для каждого индивида понимание, что генетика, состояние окружающей среды и медицинское обеспечение отходят на второй план. Формирование культуры потребления становится ключевым моментом в качестве жизни человека: это и активный полноценный успешный образ жизни, и долголетие. В работе рассмотрены некоторые методы, способствующие формированию культуры питания с использованием пищевых добавок.
рациональное питание
биологически активные добавки растительного происхождения
формирование культуры потребление
домашнее приготовление.
1. Доклад Роспотребнадзора о социально-экологической обстановке в Нижнем Тагиле за 2014 г. // Областная газета. – 2015, май. – С. 5.
2. Коньков Ю. Пассажиры корабля-призрака // Урал. – 2015, август. – С. 209.
3. Мукерджи С. Царь всех болезней. Биография рака. – М.: АСТ, 2013. – 800 с.
4. Накарякова В.И. К вопросу об актуализации формирования рынка прямых продаж биологически активных добавок // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2015. – № 5. – С. 6-11.
5. Накарякова В.И. Один из методов изучения потребителя на рынке биологически активных добавок: сборник научных статей 4 Международной конференции, 19-20.11.2015. – Т. 3. – С. 114-117.
6. Накарякова В.И. Формирование у населения России культуры потребления биологически активных добавок // Рациональное питание: пищевые добавки и биостимуляторы. – 2015. – № 1. – С. 103-111.
7. Накарякова В.И. Функциональные хлебобулочных продукты, обогащенные тыквенной мукой: сборник научных статей Международной конференции. – Курск, 2015. – С. 134-137.

Актуальность рассматриваемой темы очевидна и подтверждается следующими фактами: Ю. Коньков в работе [2, с. 209] отмечает, что «за последние 70 лет во много раз возросло количество техногенных и природных катастроф, а общий ущерб от них просто не поддается подсчету и осмыслению, ибо ущерб Природе от одной только Чернобыльской аварии неизмеримо превзошел ущерб от всех катастроф вместе взятых за всю историю человечества». Вместе с Природой страдает и человек!

С. Мукерджи – известный американский онколог, входящий в сотню самых влиятельных людей мира (по версии журнала «Time») в книге [3] «Царь всех болезней» прогнозирует следующее: «В 2010 году в США умерло от рака более 600000 человек. А в ближайшее десятиление от рака умрет половина всех мужчин, проживающих сегодня в США, включая младенцев, и более 1/3 женщин». Следует заметить, что рак, как правило, в США выявляется на первой-второй стадии, а в России – на третьей-четвертой, а также и то, что в США на медицину расходуется, примерно, в 100 раз больше средств, чем в РФ.

Еще один пример неблагополучия экологической ситуации. Но уже в России на примере «среднего города» Нижнего Тагила. В отчете Нижнетагильского Управления Роспотребнадзора по Свердловской области о социально-экологической обстановке в городе за 2014 год по сравнению в 2013 годом [1, с. 5]. Данные говорят о весьма тревожной ситуации: смертность увеличилась на 4,5%, а смертность горожан трудоспособного населения – на 35,41%. В первую очередь смертность обусловлена сердечнососудистыми заболеваниями (56,58%), а во вторую – злокачественными заболеваниями (14,51%). Динамика заболеваемости среди детей выявила следующее: первичная заболеваемость сахарным диабетом увеличилась на 57%, болезнями щитовидной железы – на 48%, а врожденные пороки развития диагностируются на 46% чаще. За этот же период количество мертворожденных детей повысилось на 31%, а перинатальная смертность возросла на 58%. Количество вредных выбросов в атмосферу возросло с 98000 т до 140000 т. Следовательно, загрязнение окружающей среды возросло на 14%, а воздействие на человека – на 31-58,8%.

Можно предположить, что взрывной рост онкологических заболеваний и перинатальная смертность, есть закономерная реакция на результаты деятельности человека. Встает вопрос «Нужна ли нам такая деятельность?». И «Не пора ли более сурово наказывать руководителей за загрязнение окружающей среды, а не удовлетворяться несущественными штрафами, которые легче заплатить, чем предпринимать какие-то значительные действия по улучшению сложившегося положения?».

Что можно предложить по выходу из тупика:

во-первых, это глобальное уменьшение вредных выбросов в атмосферу различными способами – переход на «чистые технологии», более совершенную очистку выбросов и др.;

во-вторых, проведение массовой пропаганды среди населения возможностей употребления биологически активных добавок (БАД) [6,7] по профилактике заболеваний и начинать эту деятельность с малых лет.

В-третьих, кроме потребления БАД от производителя, широко информировать всеми доступными СМИ о возможности использования биологически активных добавок растительного происхождения добавок в домашних условиях для приготовления пищи с их применением, а также предложить хозяйствующему субъекту-производителю БАД для совершенствования деятельности один из методов.

Представленные мероприятия могут принести ощутимую пользу состоянию здоровья населению России, а также развитию рынка биологически активных добавок.

В современном российском обществе наблюдается стремление населения к здоровому образу жизни, особенно это заметно у успешной его части. Более того, имеет место усиления тенденции поддерживать качественный уровень состояния здоровья и профилактики путем применения нового для российского потребителя продукта – биологически активных добавок (БАД). Эта тенденция прослеживается во многих странах мира, особенно в развитых странах.

Решение проблемы формирования культуры потребления пищевых добавок у более широкого круга потребителей рассмотрим в двух аспектах: представить возможности самостоятельного создания БАД в домашних условиях, а также со стороны хозяйствующего субъекта-производителя БАД.

В исследовании [7] представлена роль питания в обеспечении нормальной жизнедеятельности организма, которая является определяющей при любом уровне развития общества, но при этом с изменениями условий жизни и характера труда человека изменяется и его питание, количество и состав пищи.

Нарушение принципов рационального и сбалансированного питания является одним из основных факторов, вызывающих расстройство здоровья человека. Рацион питания современного человека, вполне достаточный для восполнения фактических энерготрат, не может обеспечить его необходимым количеством эссенциальных микронутриентов, потребность в которых за последнее время не только не снизилась, но, учитывая их защитную и адапционную функцию, значительно возросла.

К нутриентам, дефицит которых в первую очередь приводит к развитию заболеваний и патологических состояний, относятся витамины и минеральные вещества. В постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Г.Г. Онищенко № 9 от 05.03.2004 года отмечается, что регулярные массовые исследования структуры питания различных групп населения «подтверждают широкое распространение дефицита микронутриентов – витаминов, макро – и микроэлементов (железо, кальций, фтор и др.) у большей части детского и взрослого населения»

Основным путем восполнения недостающих организму эссенциальных микронутриентов является регулярное включение в рационы питания всех категорий населения специализированных пищевых продуктов, обогащенных жизненно необходимыми компонентами. В связи с этим возникает необходимость создания продуктов, которые позволят осуществлять алиментарную коррекцию заболеваний и патологических состояний. Эта задача возложена, прежде всего, на пищевые продукты для лечебного питания и так называемые продукты для функционального питания Функциональным (по определению ГОСТ 52349) «является продукт при систематическом потреблении снижающий риск развития заболеваний, связанных с питанием и улучшающий здоровье за счет наличия в его составе физиологически функциональных ингредиентов», к которым относят пищевые волокна, витамины, минеральные вещества и др.

Рассмотрим примеры возможного использования БАД в домашних условиях (таблица).

Далее проанализируем проблему со стороны производителя БАД. В настоящее время, для получения высокой нормы прибыли, производителю недостаточно снижения издержек и оптимального распределения производимой продукции. Рыночная экономика предъявляет новые требования к товаропроизводителю – производить товары и услуги с учетом потребностей консументов (потребителей) и наиболее полно удовлетворять их запросы. Данная маркетинговая концепция позволяет получать максимальную прибыль от реализации, произведенной продукции, увеличивать рыночную стоимость организации, то есть: увеличивать доход, прибыль, рыночную долю в долгосрочной перспективе путем создания лояльности у потребителя.

Таким образом, хозяйственная деятельность, основанная на учете потребностей консументов, то есть с позиции теории потребления, является в современных условиях наиболее перспективной. Однако проблемам рынка БАД, как одного из важного элемента поддержания здоровья и его профилактики в доступной нам литературе уделяется явно недостаточное внимание.

Примеры использования биологически активных добавок растительного происхождения для приготовления пищи в домашних условиях

Биологически

активный

компонент

растительного

происхождения

Состав продукта

(витамины,

минералы,

аминокислоты

и др.)

Содержание белков,

жиров,

углеводов

Показания

к применению

Рецепты

приготовления

Тыквенная мука

ТУ 9146-015-70834238-09

Витамины А, В, С, К, РР, F минералы: цинк, фосфор, кальций; всего 50 различных компонентов

40:9:29

При заболевании печени, кожных покровов; при гильментозах; сердечно-сосудистых заболеваниях; при недугах, связанных с выделительной и половой системах; атеросклерозе; инсульте инфаркте, ишемии; при тяжелых физических и умственных нагрузках

Применяется при выпечке (на 1 кг муки – 2 ст. ложки тыквенной муки);

Добавка в салаты и напитки;

Приготовление теста для пиццы, коржей для торта, печенья

Льняная мука

ТУ 9146-015-50765127-08

Витамины группы В, Е, С, РР, К;

Минералы: кальций, натрий, калий, фосфор, марганец, железо, селен, цинк, медь.

36:10:9

Полезные свойства:

снижает вероятность появления онкологических заболеваний; профилактика сахарного диабета; успокаивающее действие на нервную систему; нормализация работы женской репродуктивной системы; снижает развитие простаты; улучшение метаболизма; похудение.

Полбяная мука

ТУ 9293-003-13912719-14

18 незаменимых аминокислот; витамины группы В, РР, Е; минералы железо, фосфор, медь, калий, кальций и др.

37:2,4:68

Людям, с ослабленным иммунитетом, страдающим острыми респираторными заболеваниями, сахарным диабетом; при повышенном артериальном давлении; при постоянных умственных и физических нагрузках; при нарушении работы кишечника

missing image file

Схема авторской методологии

Решить проблему соответствия желаний и возможностей потребителей с возможностями хозяйствующих субъектов на рынке БАД, призваны маркетинговые исследования. Методологическое обеспечение исследования поведения потребителей на продовольственном рынке БАД, особенно, в части специфики конкретного инструментария, в настоящее время не находит достаточного отражения в научном и практической литературе. Это обусловлено многими объективными и субъективными факторами, наиболее существенными их которых, на наш взгляд, является то, что концепция маркетинга, теория и практика маркетинговых исследований на многих отраслевых рынках еще только складывается. Это в полной мере относится и к рынку БАД.

Совершенствование управления производством продовольственных товаров агропромышленного и фармацевтического комплексов индивидуального потребления (БАД, в частности), формирования и развития рынка БАД требуют внедрения современных методов и приемов. К этим методам и приемам в полной мере можно отнести те, которые позволяют изучить поведение потребителя, сегментировать рынок, определить ценовые позиции различных торговых марок и оценить эффективность деятельности хозяйствующих субъектов рынка в его различных сегментах, а также получить прогноз развития рынка для принятия управленческих решений. Однако в доступной нам литературе мы не нашли адекватного методического обеспечения.

С целью определения привлекательности для потребителей инновационного продукта, было проведено маркетинговое исследование; данные были получены путем экспертного опроса, в количестве 40 человек. Результаты опроса следующие: 93% респондентов указали на привлекательный внешний вид булок, сочли цвет и форму аппетитной и привлекательной; 89% – посчитали хлеб вкусным и приятным.

Итак, все вышесказанное дает возможность утверждать, что предлагаемый инновационный проект «Рецепт хлебобулочных изделий и кондитерских изделий, обогащенных тыквенной мукой» является полезным, соответствует критерию новизна и, как показали данные маркетингового исследования, будут иметь коммерческое применение.

Таким образом, формирование культуры потребление населением России пищевых добавок, в частности БАД, способствующих повышению качества жизни, эффективно при развитии рынка ПП, а пропаганда здорового образа жизни и проектирование функциональных продуктов питания в рамках учебного заведения способствуют становлению у молодого поколения стремления к качественному рациональному питанию и отхода от вредных привычек.


Библиографическая ссылка

Накарякова В.И. К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ РЫНКА БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК В РОССИИ // Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы. – 2016. – № 2. – С. 73-77;
URL: https://journal-nutrition.ru/ru/article/view?id=35742 (дата обращения: 05.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674