В Великом Новгороде и Новгородской области производством минеральных вод и других безалкогольных напитков занимается ряд предприятий. Среди них такие предприятия как: ОАО «Дека», ООО «Усполонь», ООО «Ультра-Н», ООО «Боровичская минеральная вода», ООО «Старорусский пищекомбинат» и др. Высокое качество продукции местных производителей обуславливает их популярность у местного населения. Помимо безалкогольных напитков, в ассортименте Новгородских предприятий присутствуют минеральные воды, которыми богата область. На всей территории области особенно велики запасы хлоридных натриевых вод.
С целью выявления потребительских предпочтений населения Новгородской области в отношении путей расширения ассортимента безалкогольных напитков за счет использования местного натурального сырья (дикорастущих ягод клюквы, брусники, черники и др.), кафедрой технологии переработки сельскохозяйственной продукции НовГУ было проведено маркетинговое исследование. Для этого была разработана анкета и проведен социологический опрос потребителей.
Выборка проводилась по типу невероятностных выборок методом «снежного кома», т.е. у каждого респондента, начиная с первого, запрашивались контакты его друзей, знакомых, которые могли бы принять участие в исследовании. Таким образом, выборка формировалась с участием самих объектов исследования.
Всего нами было опрошено 270 человек, из которых 90 мужчин и 180 женщин. Таким образом, большую часть респондентов – 66,7% – составили женщины.
Численность населения Великого Новгорода на 1 января 2015 года по данным Всероссийской переписи составила 221 954 человек [1], таким образом, статистическая ошибка выборки (с 95% доверительной вероятностью) составила 5,96%.
Структура выборки по возрасту и роду занятий представлена на рисунке 1.
Согласно данным рисунка 2, при выборе безалкогольных напитков 39% респондентов отметили чай и кофе, 35% – питьевую воду, 12% – соки и нектары, 9% респондентов – минеральные воды и 5% предпочитают лимонады.
При оценке удовлетворенности качеством предлагаемого ассортимента безалкогольных напитков мнения респондентов разделились следующим образом: 34% респондентов полностью удовлетворены качеством, 59% – скорее да, чем нет, 7% – категорически не удовлетворены (рис. 3).
Рис. 1. Структура выборки по возрасту и роду занятий
Рис. 2. Предпочтения при выборе безалкогольных напитков
Рис. 3. Удовлетворенность качеством предлагаемого ассортимента безалкогольных напитков
Ассортимент предлагаемых безалкогольных напитков полностью удовлетворяет 62% респондентов, недовольны ассортиментом – 29% и затруднились ответить – 9% (рис. 4).
На вопрос: «Изменилось ли количество потребляемых Вами безалкогольных напитков за последний год в связи с кризисом?» 41% респондентов ответили, что это количество уменьшилось, у 47% – не изменилось и 12% – затруднились ответить (рис. 5).
42% считают цены на безалкогольные напитки чрезмерно завышенными, для 47% респондентов – цена соответствует их ожиданиям и 11% – затруднились ответить на этот вопрос (рис. 6).
Рис. 4. Удовлетворенность ассортиментом безалкогольных напитков
Рис. 5. Изменение потребления безалкогольных напитков
Рис. 6. Соответствие цены безалкогольных напитков ожиданиям потребителей
На вопрос – хотели бы Вы приобретать безалкогольные напитки, приготовленные с использованием натурального сырья – 87% респондентов ответили положительно, у 13% такая продукция не вызвала интереса (рис. 7).
Рис. 7. Заинтересованность потребителя в безалкогольных напитках, изготовленных с применением натурального сырья
Таким образом, можем констатировать, что в Новгородской области сегодня – на волне массового интереса потребителей к здоровому питанию, увлеченностью функциональными продуктами инновации в области производства безалкогольных напитков расположены в области применения натурального сырья с использованием соков, настоек, СО2 -экстрактов и др.
В результате проведенного нами маркетингового исследования установлено, что 87% респондентов заинтересованы в появлении таких безалкогольных напитков. Следовательно, наши исследования подтверждают актуальность работ, направленных на разработку рецептур и технологий безалкогольных напитков для Новгородских предприятий с применением местного натурального сырья.
Библиографическая ссылка
Петрова А.С., Самарина П.Д. ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ НА РЫНКЕ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ // Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы. – 2016. – № 1. – С. 126-129;URL: https://journal-nutrition.ru/ru/article/view?id=35724 (дата обращения: 21.11.2024).