Актуальность рассматриваемой темы очевидна и подтверждается следующими фактами: Ю. Коньков в работе [2, с. 209] отмечает, что «за последние 70 лет во много раз возросло количество техногенных и природных катастроф, а общий ущерб от них просто не поддается подсчету и осмыслению, ибо ущерб Природе от одной только Чернобыльской аварии неизмеримо превзошел ущерб от всех катастроф вместе взятых за всю историю человечества». Вместе с Природой страдает и человек! С Мукерджи – известный американский онколог, входящий в сотню самых влиятельных людей мира (по версии журнала «Time») в книге [3] «Царь всех болезней» прогнозирует следующее: «В 2010 году в США умерло от рака более 600000 человек. А в ближайшее десятиление от рака умрет половина всех мужчин, проживающих сегодня в США, включая младенцев, и более 1/3 женщин». Следует заметить, что рак, как правило, в США выявляется на первой-второй стадии, а в России – на третьей-четвертой, а также и то, что в США на медицину расходуется, примерно, в 100 раз больше средств, чем в РФ.
Еще один пример неблагополучия экологической ситуации. Но уже в России на примере «среднего города» Нижнего Тагила. В отчете Нижнетагильского Управления Роспотребнадзора по Свердловской области о социально-экологической обстановке в городе за 2014 год по сравнению в 2013 годом [1, с. 5]. Данные говорят о весьма тревожной ситуации: смертность увеличилась на 4,5 %, а смертность горожан трудоспособного населения – на 35,41 %. В первую очередь смертность обусловлена сердечнососудистыми заболеваниями (56,58 %), а во вторую – злокачественными заболеваниями (14,51 %). Динамика заболеваемости среди детей выявила следующее: первичная заболеваемость сахарным диабетом увеличилась на 57 %, болезнями щитовидной железы – на 48 %, а врожденные пороки развития диагностируются на 46 % чаще. За этот же период количество мертворожденных детей повысилось на 31 %, а перинатальная смертность возросла на 58 %. Количество вредных выбросов в атмосферу возросло с 98000 т до 140000 т. Следовательно, загрязнение окружающей среды возросло на 14 %, а воздействие на человека – на 31-58,8 %. Можно предположить, что взрывной рост онкологических заболеваний и перинатальная смертность, есть закономерная реакция на результаты деятельности человека. Встает вопрос «Нужна ли нам такая деятельность?». И «Не пора ли более сурово наказывать руководителей за загрязнение окружающей среды, а не удовлетворяться несущественными штрафами, которые легче заплатить, чем предпринимать какие-то значительные действия по улучшению сложившегося положения?».
Что можно предложить по выходу из тупика:
Во-первых, это глобальное уменьшение вредных выбросов в атмосферу различными способами – переход на «чистые технологии», более совершенную очистку выбросов и др.
Во-вторых, проведение массовой пропаганды среди населения возможностей употребления биологически активных добавок (БАД) [6,7] по профилактике заболеваний и начинать эту деятельность с малых лет.
В-третьих, кроме потребления БАД от производителя, широко информировать всеми доступными СМИ о возможности использования биологически активных добавок растительного происхождения добавок в домашних условиях для приготовления пищи с их применением, а также предложить хозяйствующему субъекту-производителю БАД для совершенствования деятельности один из методов.
Представленные мероприятия могут принести ощутимую пользу состоянию здоровья населению России, а также развитию рынка биологически активных добавок.
В современном российском обществе наблюдается стремление населения к здоровому образу жизни, особенно это заметно у успешной его части. Более того, имеет место усиления тенденции поддерживать качественный уровень состояния здоровья и профилактики путем применения нового для российского потребителя продукта – биологически активных добавок (БАД). Эта тенденция прослеживается во многих странах мира, особенно в развитых странах.
Решение проблемы формирования культуры потребления пищевых добавок у более широкого круга потребителей рассмотрим в двух аспектах: представить возможности самостоятельного создания БАД в домашних условиях, а также со стороны хозяйствующего субъекта-производителя БАД.
В исследовании [7] представлена роль питания в обеспечении нормальной жизнедеятельности организма, которая является определяющей при любом уровне развития общества, но при этом с изменениями условий жизни и характера труда человека изменяется и его питание, количество и состав пищи.
Нарушение принципов рационального и сбалансированного питания является одним из основных факторов, вызывающих расстройство здоровья человека. Рацион питания современного человека, вполне достаточный для восполнения фактических энерготрат, не может обеспечить его необходимым количеством эссенциальных микронутриентов, потребность в которых за последнее время не только не снизилась, но, учитывая их защитную и адапционную функцию, значительно возросла.
К нутриентам, дефицит которых в первую очередь приводит к развитию заболеваний и патологических состояний, относятся витамины и минеральные вещества. В постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Г.Г. Онищенко № 9 от 05.03.2004 года отмечается, что регулярные массовые исследования структуры питания различных групп населения «подтверждают широкое распространение дефицита микронутриентов – витаминов, макро – и микроэлементов (железо, кальций, фтор и др.) у большей части детского и взрослого населения».
Основным путем восполнения недостающих организму эссенциальных микронутриентов является регулярное включение в рационы питания всех категорий населения специализированных пищевых продуктов, обогащенных жизненно необходимыми компонентами. В связи с этим возникает необходимость создания продуктов, которые позволят осуществлять алиментарную коррекцию заболеваний и патологических состояний. Эта задача возложена, прежде всего, на пищевые продукты для лечебного питания и так называемые продукты для функционального питания Функциональным (по определению ГОСТ 52349) «является продукт при систематическом потреблении снижающий риск развития заболеваний, связанных с питанием и улучшающий здоровье за счет наличия в его составе физиологически функциональных ингредиентов», к которым относят пищевые волокна, витамины, минеральные вещества и др.
Рассмотрим примеры возможного использования БАД в домашних условиях (таблица).
Примеры использования биологически активных добавок растительного происхождения для приготовления пищи в домашних условиях
Биологически активный компонент растительного происхождения |
Состав продукта (витамины, минералы, аминокислоты и др.) |
Содержание белков, жиров, углеводов |
Показания к применению |
Рецепты приготовления |
Тыквенная мука ТУ 9146-015-70834238-09 |
Витамины А, В, С, К, РР, F минералы: цинк, фосфор, кальций; всего 50 различных компонентов |
40:9:29 |
При заболевании печени, кожных покровов, при гильментозах, сердечно-сосудистых заболеваниях; при недугах, связанных с выделительной и половой системах, атеросклерозе, инсульте инфаркте, ишемии; при тяжелых физических и умственных нагрузках. |
Применяется при выпечке (на 1 кг муки – 2 ст. ложки тыквенной муки); Добавка в салаты и напитки; Приготовление теста для пиццы, коржей для торта, печенья. |
Льняная мука ТУ 9146-015-50765127-08 |
Витамины группы В, Е, С, РР, К; Минералы: кальций, натрий, калий, фосфор, марганец, железо, селен, цинк, медь. |
36:10:9 |
Полезные свойства: снижает вероятность появления онкологических заболеваний; профилактика сахарного диабета; успокаивающее действие на нервную систему; нормализация работы женской репродуктивной системы; снижает развитие простаты; улучшение метаболизма; похудение. |
|
Полбяная мука ТУ 9293-003-13912719-14 |
18 незаменимых аминокислот; витамины группы В, РР, Е; минералы железо, фосфор, медь, калий, кальций и др. |
37:2,4:68 |
Людям, с ослабленным иммунитетом, страдающим острыми респираторными заболеваниями, сахарным диабетом; при повышенном артериальном давлении, при постоянных умственных и физических нагрузках, при нарушении работы кишечника. |
Схема авторской методологии
Далее проанализируем проблему со стороны производителя БАД. В настоящее время, для получения высокой нормы прибыли, производителю недостаточно снижения издержек и оптимального распределения производимой продукции. Рыночная экономика предъявляет новые требования к товаропроизводителю – производить товары и услуги с учетом потребностей консументов (потребителей) и наиболее полно удовлетворять их запросы. Данная маркетинговая концепция позволяет получать максимальную прибыль от реализации, произведенной продукции, увеличивать рыночную стоимость организации, то есть: увеличивать доход, прибыль, рыночную долю в долгосрочной перспективе путем создания лояльности у потребителя.
Таким образом, хозяйственная деятельность, основанная на учете потребностей консументов, то есть с позиции теории потребления, является в современных условиях наиболее перспективной. Однако проблемам рынка БАД, как одного из важного элемента поддержания здоровья и его профилактики в доступной нам литературе уделяется явно недостаточное внимание.
Решить проблему соответствия желаний и возможностей потребителей с возможностями хозяйствующих субъектов на рынке БАД, призваны маркетинговые исследования. Методологическое обеспечение исследования поведения потребителей на продовольственном рынке БАД, особенно, в части специфики конкретного инструментария, в настоящее время не находит достаточного отражения в научном и практической литературе. Это обусловлено многими объективными и субъективными факторами, наиболее существенными их которых, на наш взгляд, является то, что концепция маркетинга, теория и практика маркетинговых исследований на многих отраслевых рынках еще только складывается. Это в полной мере относится и к рынку БАД.
Совершенствование управления производством продовольственных товаров агропромышленного и фармацевтического комплексов индивидуального потребления (БАД, в частности), формирования и развития рынка БАД требуют внедрения современных методов и приемов. К этим методам и приемам в полной мере можно отнести те, которые позволяют изучить поведение потребителя, сегментировать рынок, определить ценовые позиции различных торговых марок и оценить эффективность деятельности хозяйствующих субъектов рынка в его различных сегментах, а также получить прогноз развития рынка для принятия управленческих решений. Однако в доступной нам литературе мы не нашли адекватного методического обеспечения.
С целью определения привлекательности для потребителей инновационного продукта, было проведено маркетинговое исследование; данные были получены путем экспертного опроса, в количестве 40 человек. Результаты опроса следующие: 93 % респондентов указали на привлекательный внешний вид булок, сочли цвет и форму аппетитной и привлекательной; 89 % – посчитали хлеб вкусным и приятным.
Итак, все вышесказанное дает возможность утверждать, что предлагаемый инновационный проект «Рецепт хлебобулочных изделий и кондитерских изделий, обогащенных тыквенной мукой» является полезным, соответствует критерию новизна и, как показали данные маркетингового исследования, будут иметь коммерческое применение.
Таким образом, формирование культуры потребление населением России пищевых добавок, в частности БАД, способствующих повышению качества жизни, эффективно при развитии рынка ПП, а пропаганда здорового образа жизни и проектирование функциональных продуктов питания в рамках учебного заведения способствуют становлению у молодого поколения стремления к качественному рациональному питанию и отхода от вредных привычек.