В условиях современного состояния экономики страны оценку уровня продовольственного обеспечения населения необходимо проводить, учитывая параметры:
- уровень использования имеющего ресурсного потенциала и степень удовлетворения потребности страны в ресурсах продовольственного назначения;
- влияние организационно-экономического механизма воздействия на состояние продовольственной системы и элементов, входящих в нее.
В связи с этим было выявлено, что развитие и функционирование системы продовольственного обеспечения страны обусловливается рядом причин, являющихся результатом комплекса воздействующих на него явлений:
- в процессе реформирования аграрного сектора страны произошли изменения в отраслевой структуре и системе экономических отношений агропромышленного комплекса, сказавшиеся на формировании продовольственных ресурсов и параметрах функционирования, входящих в нее хозяйствующих субъектов, за счет институциональных изменений (форм собственности, организационно-правового развития и системы хозяйствования);
- диверсификация форм собственности сопровождалась изменениями системы государственного участия в формировании продовольственного рынка страны и регионов, главным образом за счет снижения уровня присутствия в системе государственных гарантий и структурно-инвестиционного развития аграрного сектора экономики;
- реализация рыночной парадигмы в экономике привела к снижению государственного влияния на параметры продовольственного рынка, а учитывая специфические особенности отечественного сельскохозяйственного производства, в конечном счете, и на управление процессами продовольственного обеспечения.
В результате сложилась ситуация, в которой нашли отражения тенденции следующего направления:
- снижение параметров производственного потенциала сельскохозяйственного производства (численности поголовья, площади продуктивных земель, трудовых ресурсов, технологическая отсталость и т.п.), что по своему значению является определяющим для формирования отечественного продовольственного рынка;
- утрата экономических связей в агропромышленном комплексе и снижение производственных (ресурсных) возможностей, что явилось результатом изменения организационно-экономических условий и регулирования продовольственного обеспечения, так как значительная часть ресурсов продовольственного рынка на этом этапе в условиях недостаточного их производства в российском АПК обеспечивалась за счет импорта.
Состояние продовольственного комплекса РФ, его стратегическое значение в обеспечении продуктами питания населения вызывают необходимость создания организационно-экономического механизма, обеспечивающего отечественный агропродовольственный рынок собственной продукцией за счет вовлечения в систему экономических отношений имеющихся ресурсов, формирования адекватного технологического уклада во всех отраслях и сферах агропромышленного комплекса, создания эффективной системы управления хозяйствующими объектами и регулирования процессов продовольственного обеспечения [2].
Исследование агропродовольственного рынка в классическом понимании включает в себя анализ степени конкурентоспособности рынка, его институциональной и функциональной структур, условий рыночного равновесия и эффективности, что позволяет определить уровень развития хозяйственной структуры и наметить мероприятия по ее совершенствованию.
Поэтому особенности хозяйственной структуры предполагают комплексный анализ специализации регионов по производству сельскохозяйственной продукции, уровня самообеспечения основными продуктами питания, влияния спроса на конъюнктуру рынка и основных параметров, характеризующих уровень жизни населения. Важным является также выявление изменений в организационно-правовой структуре региональной системы продовольственного обеспечения, связанных с приватизацией предприятий, созданием новых и реорганизаций старых, роли крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств в формировании предложения на этом секторе рынка.
Структура производства основных видов сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств представлена в таблице 1.
Таблица 1
Структура производства основных видов сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств (в % от общего объема производства в хозяйствах всех категорий)
Годы |
Сельскохозяйственные организации |
|||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Зерно (в весе, после доработки) |
78,2 |
77,1 |
76,8 |
76,8 |
74,5 |
73,9 |
Картофель |
13,1 |
10,5 |
13,0 |
13,1 |
10,9 |
12,2 |
Овощи |
18,4 |
17,1 |
19,7 |
17,1 |
16,3 |
16,8 |
Скот и птица на убой (в убойном весе) |
57,5 |
60,5 |
63,3 |
66,6 |
70,3 |
72,7 |
Молоко |
44,5 |
44,9 |
45,5 |
46,2 |
46,0 |
47,0 |
Годы |
Хозяйства населения |
|||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Зерно (в весе, после доработки) |
0,9 |
1,0 |
1,1 |
1,0 |
0,9 |
0,7 |
Картофель |
81,1 |
84,0 |
79,6 |
78,9 |
82,3 |
80,2 |
Овощи |
71,3 |
71,5 |
66,6 |
69,1 |
69,4 |
69,2 |
Скот и птица на убой (в убойном весе) |
39,5 |
36,5 |
33,7 |
30,5 |
26,9 |
24,4 |
Молоко |
51,1 |
50,4 |
49,7 |
48,4 |
48,1 |
46,7 |
Годы |
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
|||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Зерно (в весе, после доработки) |
20,9 |
21,9 |
22,1 |
22,2 |
24,6 |
25,4 |
Картофель |
5,8 |
5,5 |
7,4 |
8,0 |
6,8 |
7,6 |
Овощи |
10,3 |
11,4 |
13,7 |
13,8 |
14,3 |
14,0 |
Скот и птица на убой (в убойном весе) |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
2,9 |
2,8 |
2,9 |
Молоко |
4,4 |
4,7 |
4,8 |
5,4 |
5,9 |
6,3 |
Анализ таблицы 1 свидетельствует, что за рассматриваемый период наибольшим объемом производства зерна характеризуются сельскохозяйственные организации в 2009 году. Поэтому развитее крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения позволит обеспечить зерном производственные мощности перерабатывающих предприятий. За анализируемый период сократился удельный вес производства картофеля в сельскохозяйственных организациях и хозяйствах населения. Основными производителями овощей являются хозяйства населения и сельскохозяйственные организации. В отрасли животноводства объемы производства скота и птицы на убой увеличиваются в сельскохозяйственных организациях в 2014 г. по сравнению с 2009 г. Наибольшим удельным весом производства молока характеризуются хозяйства населения и сельскохозяйственные организации округов Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, придем к выводу, что эффективное функционирование хозяйств населения объясняется их тесными связями с сельскохозяйственными организациями (поскольку часто они являются работниками последних), предоставляющими своим работникам объекты производственной, социальной инфраструктуры, средства производства, транспорт, корма, ветеринарное обслуживание, строительные материалы и другие материально-технические ресурсы.
Таким образом, ведение населением хозяйства в сложившихся условиях целесообразно лишь в интеграции с общественным производством, его потенциалом, производственной и социальной инфраструктурой. Анализ тенденций в динамике производства и потребления продовольствия важен не только для оценки сбалансированности продовольственной системы, но для разработки стратегии становления эффективной хозяйственной структуры, методов государственного и регионального регулирования, способствующих развитию всех элементов продовольственной системы страны.