Выделим четыре главных принципа рационального питания: умеренности, натуральности, индивидуальности и полноценности. Принципы умеренности, натуральности и полноценности питания достаточно обсуждаемы в литературе и достаточно хорошо понятны даже непрофессионалам. Принцип индивидуальности менее очевиден, хотя все знают о существовании индивидуальных предпочтений в питании, об индивидуальных вариантах несовместимости продуктов питания и об эпизодах немотивированного желания покушать что-либо конкретное. Это чаще проявляется у детей и у беременных женщин.
Питание является способом и средством обеспечения организма необходимыми и достаточными пластическими, каталитическими, функциональными и энергетическими ресурсами. К пластическим ресурсам относятся, например, аминокислоты и жирные кислоты, к каталитическим ресурсам – витамины и микроэлементы, к функциональным ресурсам – биостимуляторы и биополевая компонента пищи, к энергетическим – жиры и углеводы.
С медицинских позиций питание является важным способом и средством поддержания и укрепления здоровья, посредством снижения физиологических рисков [1]. Физиологические риски формируются вследствие ослабления или истощения иммунной, эндокринной или иной системы организма. Дополнение физиологического риска остальными рисками (конституциональным, культурным и экологическим) порождает нозологический риск, то есть риск конкретного заболевания [2]. Поскольку нозологические риски связаны с индивидуальным развитием (онтогенезом) и с индивидуальными экологическими условиями, постольку принцип индивидуальности питания имеет четкий оздоровительно-профилактический смысл.
Любой продукт питания или препарат может в разной степени подходить (требоваться) или не подходить (не требоваться) конкретному индивиду в данный период времени. питание, которое соответствует индивидуальным потребностям организма в продуктах питания (питательных веществах) на данный момент времени – это комплементарное питание. Понятие комплементарности отражает факт и меру соответствия продукта или препарата потребности организма индивида на данном отрезке времени. Диагностика комплементарности продуктов питания, пищевых добавок и биостимуляторов или, говоря коротко, – алиментарная диагностика обеспечивает новый, более высокий уровень контроля индивидуального питания, повышая в разы его оздоровительно-профилактическую или лечебную значимость.
Определение комплементарности продуктов и препаратов началось с применения третьего электрода аппарата Фолля, продолжилось в методе частотно-резонансной диагностики и достигло технологического совершенства в методе функциональной спектрально-динамической диагностики (ФСД-диагностики) [3].
Процедура ФСД-диагностики является неинвазивной, пассивной (без всякого воздействия на организм), быстрой и простой. Достаточно положить ладонь на пассивный электрод, записать волновой сигнал (35 сек.) и получить на экране ранжированный по индивидуальной актуальности список продуктов или препаратов с параметрами комплементарности.
ФСД-диагностику можно проводить для определения комплементарности всех основных продуктов питания, большинства биоактивных пищевых добавок отечественных и зарубежных производителей, многих натуропатических и аллопатических биостимуляторов, лекарственных трав и аллопатических витаминных и микроэлементных препаратов. В контексте рационального питания важными являются возможности ФСД-диагностики индивидуальных пищевых аллергенов, интоксикаций и дисбактериозов.
ФСД-диагностика комплементарности продуктов питания, биодобавок и биостимуляторов, то есть алиментарная диагностика может внести значительный вклад в повышение эффективности оздоровительно-профилактической и лечебной деятельности. Практический опыт алиментарной диагностики накоплен в медицинском центре «Здрава» [4]. В этом центре алиментарную диагностику используют в качестве неотъемлемого компонента комплексного оздоровительно-профилактического консультирования на основе ФСД-диагностики [5]. Имеющийся практический опыт показывает, что с оздоровительно-профилактической целью алиментарную диагностику целесообразно проводить с периодичностью один раз в 2-3 месяца в зависимости от состояния здоровья пациента. Разумеется, что по желанию пациента алиментарную диагностику можно проводить чаще и это имеет смысл в аспектах регулярного обеспечения индивидуальной полноценности питания и повышения профилактического потенциала питания.
Поскольку алиментарная диагностика преследует цели обеспечения индивидуальной полноценности питания и повышения профилактической значимости питания, постольку такая диагностика имеет прямое отношения к индивидуальной гигиене питания и, следовательно, может быть отнесена к области гигиенической диагностики. Отметим, что к области индивидуальной гигиенической диагностики относятся и другие возможности ФСД-диагностики, включая, прежде всего диагностику индивидуальных нагрузок на организм, в том числе электромагнитной, геопатогенной, психической, токсической и эндоэкологической (вирусной, бактериальной, грибковой и паразитарной). Алиментарная диагностика, а равно и другие варианты гигиенической диагностики могут стать новым видом медико-профилактической помощи населению, которую осуществляет врач-гигиенист в существующих центрах здоровья, кабинетах профилактики и в медицинских центрах.
Комплементарность продуктов и препаратов формируется в соответствии с основными рисками и пропорционально актуализации конкретных рисков для здоровья индивида. Например, комплементарность препарата цианокобаломина связана с риском формирования относительного дефицита цианокобаломинов, а риск дефицита этих витаминов связан с риском анемии. Отметим, что понятие риска является одним из базовых понятий для всей профилактической медицины. Согласно определению профессора Тернова В.И., «Гигиена – это наука и практика обнаружения, идентификации и ранжирования рисков для здоровья (индивидуальных, групповых и популяционных) и определения способов их минимизации». В этом контексте, диагностика комплементарности продуктов питания и препаратов является одним из способов выявления рисков, а комплементарное питание является способом минимизации рисков для здоровья.
Комплементарное питание можно рассматривать как новое направление развития диетологии. Но важнее рассматривать комплементарное питание на основе алиментарной ФСД-диагностики как формирование более высокого уровня индивидуальной культуры питания и как новое направление индивидуальной гигиенической профилактики заболеваний.
Из четырех режимов укрепления здоровья, включая духовно-нравственный, питания, движения и отдыха, питание по своей значимости по праву занимает второе место после духовно-нравственного режима. Основными характеристиками рационального питания являются умеренность, натуральность, индивидуальность, полноценность, регулярность и позитивность. Характеристика позитивности означает обеспечение положительного эмоционального фона в процессе приема пищи. Неслучайно в культурной традиции многих народов существуют обычаи благодарения за пищу и благословения пищи.
Признавая важную роль питания в укреплении здоровья и профилактике заболеваний, следует отметить основные факторы уничтожения питательной ценности пищи. К таким факторам относятся микроволновая обработка, излишняя термическая обработка, неправильное и длительное хранение и другие технологические нарушения, а также наличие в пище ксенобиотиков и ГМО.
Обеспечение комплементарного питания на основе алиментарной диагностики является эффективной немедикаментозной оздоровительно-профилактической технологией, использование которой целесообразно для всех групп населения, но особенно важно применение этой технологии для детей и пожилых людей.
ФСД-диагностику, в том числе алиментарную, выполняют с помощью Комплекса медицинского спектрально-динамического (КМСД), информация о котором содержится на сайтах российского и белорусского производителей [6,7].
Работа КМСД состоит в записи через пассивный электрод электромагнитных колебаний волнового электромагнитного поля на поверхности кожи пациента в диапазоне частот от 20 Гц до 11 КГц с последующим спектральным анализом фазовой динамики поля, формированием спектрально-динамического кода пациента и распознаванием кодовых образов диагностических маркеров в коде пациента. В качестве маркеров для алиментарной диагностики используют эталонные записи динамических спектров продуктов питания, биодобавок, биостимуляторов, пищевых аллергенов и др. В целом маркерные базы КМСД содержат около восьми тысяч диагностических маркеров, включая физиологические, патологические, экологические, этиологические и лекарственные.
Таким образом, суть метода ФСД-диагностики заключается в распознавании спектрально-динамических образов маркеров (алиментарных, физиологических, патологических, лекарственных и других) в сложном волновом поле пациента. Диагностическая надежность ФСД-диагностики с помощью КМСД по результатам клинических испытаний и апробаций более чем в двадцати клиниках Российской Федерации и Республики Беларусь составляет 93-95% для распространенной патологии независимо от возраста пациентов.
Принципиальное отличие ФСД-диагностики от иных существующих диагностических методов заключается в следующей совокупности характеристик:
- принцип распознавания образов вместо принципа измерения параметров;
- принцип пассивности основного режима диагностики (без всякого воздействия на организм);
- наноэнергодиапазон излучаемой мощности волнового сигнала в режиме диагностического тестирования (дополнительного диагностического режима);
- возможность автоматизации диагностики.
Следует отметить, что автоматизация алиментарной диагностики, а также ранней (доманифестной) диагностики и диагностики рисков является принципиально невозможной для всех иных диагностических методов.
Таким образом, комплементарное питание на основе алиментарной диагностики с помощью КМСД можно рассматривать как новое направление персонализированной гигиенической деятельности и как новую технологию для индивидуально-профилактической практики. Учитывая возможность автоматизации алиментарной диагностики, такая практика может стать массовой.